ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Т р и н л е й  К е л с а н г

 

Ронгчен Кирти Лобсанг Тринлей (1849-1904)

 

"Гьялчен Дордже Шугдэн, специальная эманация Защитника доктрины второго Будды Манжунадхи [Дже Цонкапы]"

 

Восьмой Кирти Ринпоче 1 инкарнация из региона Амдо в Северо-Восточном Тибете. По разным свидетельствам, он родился к югу от озера Коконор в 1849 году. На его пятом году, третье воплощение Кункьена ('Jam dbyangs bzhad pa) признал его реинкарнацией Ронгпо Чодже и дал ему имя Лобсанг Гьяцо Тринле Тенпа.

Он принял посвящение от Дже Кончог Монлама в возрасте семи лет и получил от него рукоположение Гецула в возрасте восьми лет. С одиннадцати лет, он учился пяти классическим предметам у ног многих мастеров и достиг совершенства. Когда ему было 24, он принял полное посвящение в монахи Гелонги (bsnyen rdzogs kyi sdom pa) в своем монастыре. А когда ему исполнилось 25, он основал новый монастырь в rNga ба и остался там. Он посетил большинство монастырей в провинции Амдо, а некоторые и в Монголии. Он также основал школы диспутов и тантры. В году деревянного дракона (1904), он скончался в своем монастыре stag tshang lha mo в возрасте пятидесяти шести лет. Его письменные работы состовляют 12 томов. 2

Как указывалось выше, восьмой Кирти Ринпоче основал несколько новых монастырей и колледжей. Более подробную информацию можно почерпнуть из реестра собрания его сочинений, который содержит уставы для этих учреждений. Например, для тома 6:

1. Тантрический колледж Тагтсанг Лхамо - stag tshang lha mo'i rgyud pa grwa tshang gi bca' yig nor bu'i phreng ba

2. Тагтсанг Геден Таши Кхьил- stag tshang dpal gyi lha mo dge ldan bkra shis 'khyil gyi bca' yig - указано в год земляного зайца (1879)

3. Колледж Тагтсанг Лхамо Лосселинг - stag tshang lha mo'i mtshan nyid grwa tshang blo gsal gling gi rtsod grwa'i bca' yig blo gsal dga' ston - указан год деревянной птицы (1885)

4. ma dgon gyi bca' yig - год деревянной собаки (1874)

5. Монастырь Нгаба - rnga pa'i dgon gsar gyi bca' yig'

6. tsho bdun bca' yig - год деревянной собаки (1874)

7. dben gnas bkra shis dge 'phel gling gi bca' yig mdor bsdus

8. Издательский центр - par brkon bca' yig, - указан год деревянной лошади (1894)

Первые три пункта являются учреждения, созданные в монастыре Кирти Ринпоче seat stag tshang lha mo. Первый тантрический колледж, и третий колледж диспутов на базе Дрепунг Лосселинга, что следует из учебных программ и пособий (yig cha) найденых там. Последний будет обсуждаться позже.

Ден Вилсон исследует содержание каталога (dkar chag) для ступы в монастыре в rNgaba заложенной Кирти Ринпоче в Tibetan and Himalayan Digital Library’s literary collection:

Монастырь dGe ldan legs bshad gling был недавно основан (1870), по просьбе местного правителя назван rMe’u Sa dbang chen po, а по Кирти Ринпоче Blo bzang 'phrin las bstan pa rgya mtsho. Этот учитель был довольно известным в его время.

И,

Вскоре после основания монастыря, Кирти Ринпоче построил mchod rten (ступу) по имени «Значимое Видение». Он составил dkar chag (каталог) к этой mchod rten не менее чем из 108 (значительное количество) страниц фолианта. 3

Его Биографические данные 4 также подтверждают это и добавляют: "знаменитый учитель традиции dge lugs (гелуг), kir+ti dgon chen" и "автор очень ценного собрания sung 'bum" в 12 больших томах: ka-da и ithi."

Его собрание сочинений 5 было опубликовано Тала Тулку, под "№ 25 в серии одного из Bod brgyud nang bstan dpyad gzhi yig rigs = Historical materials of Tibetan Buddhism, опубликованные Krung go'i Then cin Dpe rnying Dpar skrun Khang". В собрании его сочинений имеется ряд ритуалов для различных Защитников, в том числе вверение жизни (srog gtad) для Сетраб Чена и Нечунга. Кроме того, существуют ритуалы Карма Ваджры, Tshang pa и интересующее нас вводное наставление по Дордже Шугдэну. Оно называется rdo rje shugs ldan gyi rjes gnang byed tshul. 6 И представляет Дордже Шугдэна в уникальном языке Гелуг:

Вот метод посвящения (rje gnang) для Гьялчена Дордже Шугдэна, специально эманируемого Защитника Доктрины второго Будды Манжунатха ('dir 'jam mgon rgyal ba gnyis pa'i bstan srung khyad par can sprul pa'i chos skyong rgyal chen rdo rje shugs ldan gyi rjes gnang bya ba'i tshul la).

rje gnang - обычно определяют как посвящение, хотя буквально это переводится как последующее разрешение. Это намного меньше, чем церемония полного посвящения (dbang), которые даются для различных йидамов. Большинство Защитников имеют свои собственные rje gnang, и не имеют полного посвящения (dbang). Текст продолжается, углубляясь в подробности о том, где оно должно выполняться, внешний вид и специальные материалы, необходимые и предварительные обряды. Как и у других rje gnang, основные процедуры посвящения тела, речи и ума. Затем следует инициация жизненной силы (srog dbang), которая имеет свои особые обязательства.

Что касается источников и дальнейшей судьбы этого rje gnang, то это можно найти в тексте Источник посвящения (rje gnang) Дордже Шугдэна Тсел, написанном монгольским ученым Лобсанг Таяном (1867-1937) в Some Historical Accounts of the Secret Activities of Lamas, Gods and Protectors.7

Ранее Нгагрампа Дордже Чанг Великого Кхуре (монастырь в Монголии), Чоже Лорингпа и другие разыскали инициацию Дордже Шугдэна и, хотя они спросили многих ученых мастеров из Тибета и Монголии те заявили, что они не слышали что бы такое посвящение существовало в Тибете. Однако, лама из Амдо сказал: "На моей родине в stag tshang lha mo есть такое посвящение."

Ранее воплощение Кьябгон Кирти Ринпоче отправился в Лхасу. Для создания колледжа Лосселинга в своем монастыре, он молился Гьялчен Шугдэну, который был очень доволен и дал ему подробные, ясные объяснения [что делать] и дал обещание: "в ближайшем будущем я приду к этому колледжу чтобы защитить его". Позже, в один прекрасный день на ограде, окружающей монастырский колледж [stag tshang lha mo], возник пастух с темным лицом верхом на дикой лошади. И пастух и лошадь эксцентрично проявляли эмоции, и так торопливо проскакали по дороге за пределами монастырского колледжа. Монахи испугались и тут же пригласили Кирти Ринпоче, который сразу пришел в монастырский колледж и сказал: "это как было сказано выше, Гьялчен Дордже Шугдэн пришел защитить нашу обитель." Он был счастлив выполнению обещания в присутствии священных объектов и мандалы, и ясно объяснил, что произошло раньше. Он дал Ваджрачарьи и монахам посвящение.

Позднее при быстрой езде на лошади, он почил около валуна. Они построили btsan khang в этом самом месте, где подношения по-прежнему выполняются.


Далее автор этого текста Лобсанг Таян обратился к Нгагрампу Бакши, который сказал ему попытаться принести эту инициацию rje gnang, а также составить be bum с целью распространения практики Дордже Шугдэна.

Ламой из Амдо назывался Ваджрачарья Чогтрул этого stag tshang lha mo приехал в страну автора (Таяна) гораздо раньше. Потому что он был Дхармически связан с этим (stag tshang lha mo), Таян просил его попытаться разыскать rje gnang Дордже Шугдэна, который существовал в монастыре Кирти в колледже stag tshang lha mo. Вернувшись, Ваджрачарья Чогтрул узнал, что незадолго перед кончиной Кирти Ринпоче написал обряд этой инициации Дордже Шугдэна. В то время Кирти Ринпоче даровал посвящение Алаг Чожору и разъяснил ему все методы, чтобы не нарушать непрерывность линии.

Ваджрачарья просил у Алага rje gnang для себя с вверением его Лобсанг Таяну.

Затем Ваджрачарья передал этот rje gnang в своем главном монастыре более чем 30-ти монахам. Потом Ваджрачарья пришел в монастырь Таяна и дал инициацию 21 ученику, по три группы из семи человек. Как отмечалось выше, устав колледжа stag tshang lha mo был написан Кирти в 1885 году, что, скорее всего, датирует эту инициацию [rje gnang] как переданную в 1880 году.

Том «Ga» собрания сочинений Ронгчен Кирти содержит восхваление Панчен Сонам Драгпы (paN chen bsod nams grags pa la bstod pa mkhas pa'i mgrin rgyan), написанной по просьбе настоятеля этого колледжа Лоселинг. Более того, когда Ронгчен Кирти просил указания Дордже Шугдэна, он вероятно признавал связь между этим божеством и Панчен Сонам Драгпой.

Программа Панчен Сонам Драгпа (yig cha) является основой учебного курса Ласелинга. Это создает проблему для утверждения Дрейфуса, что секта Гелуг приняла Шугдэна на основе его силы мирского божества, а не на основе связи с линией Панчен Сонам Драгпа. 8

Также, по мнению Some Historical Accounts of the Secret Activities of Lamas, Gods and Protectors распространение монастырей Гелуг и колледжей в Монголии, похоже, направлялась консультациями с оракулами, такими как Сетрап Чен и Дордже Шугдэн. Согласно этим сообщениям, следование конкретной учебной программе (yig cha) Панчен Сонам Драгпы, было еще одним важным фактором в создании новых колледжей.

Эта традиция Дордже Шугдэна началась раньше и отдельно от той, что Тагпху Дордже Чанг и Пабонгка Ринпоче устанавливали позже. Хотя практика Дордже Шугдэна явно распространялась из Центрального Тибета, это посвящение является инновацией, созданной за пределами Центрального Тибета, которая позже распространились в Монголии. Это, вероятно, объясняет, почему она упускалась из виду, по сравнению с другими, и в Центральном Тибете работы этих регионов не были достаточно изучены по наше время.

Эта традиция совпадает с распространением практики в конце 19 века, как отмечал Дрейфус. 9 Однако, как можно статус Дордже Шугдэна, в период этого распространения, рассматривать на базе предложенной Дрейфусом в качестве незначительного божества Гелуг?

Само посвящение и используемое название показывает, что к этому времени статус Дордже Шугдэна был выше, чем незначительный мирской защитник. Это становится ясно, учитывая, что наставление по инициации использует термин "специальная эманация Защитника доктрины Второго Победителя Манжунатхи", название дублирующее введенное ранее Ламой Ньюнгне Еше Зангпо уже в конце 18-го века или в начале 19-го века.

 


 

1 blo bzang 'phrin las bstan pa rgya mtsho, TBRC Person RID: P249.

2 Don rdor and bsTan 'dzin chos grags (1993), pp. 939-940.

3 Tibetan Literature: Studies in Genre - 30. Tables of Contents (dKar chag) by Dan Martin.

4 TBRC Person RID: P249.

5 TBRC Work RID: W4615.

6 TBRC Work RID: W4595.

7 Lobsang Tamdin (1975), v. XIV, pp. 341-357.

8 Dreyfus (1998), p. 245: “Its gradual adoption in the Ge-luk tradition does not show any relation with either Pan-chen So-nam-drak-pa or his third reincarnation, Drak-pa Gyel-tsen. Shuk-den seems to have been adopted by Ge-luk lamas because of his power as a worldly deity.” Perhaps the strongest challenge to this point is Lobsang Tamdin’s organized collection of rituals for Dorje Shugden (be bum) in which biographies and supplications to Panchen Sonam Dragpa’s reincanation lineage are paramount and abundant.

9 Dreyfus (1998), p. 244.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале